Главная \ Свадьбы. Мехъерар \ Танец невесты

Танец невесты

Вдруг по площади прошелся гул, будут выводить невесту. Люди потянулись в карманы. Через мгновение, откуда-то из глубин темной площади, в свет прожекторов выходит группа девушек. 
 
Среди них ярко выделяется одна, вся в белом, идет в центре. Голова слегка опущена, раскидистый белый атласный платок козырьком надвинут на брови, оставив лишь небольшое окошко. Лица почти не видно. Кажется, ей нечем дышать. 
 
Это невеста. Многовекоые традиции обязывают ее в этот вечер станцевать. 
 
Говоря современным языком – этот бал ее, это она здесь сегодня единственная королева. По уже устоявшейся традиции, многочисленные родственники жениха, а также другие неравнодушные граждане, будут сегодня публично одаривать ее деньгами. Неизвестно откуда такая традиция взялась, возможно, следствие близкого соседства с тюрко язычными народами. Денег дают не только невесте - всунуть купюру в руку любой танцующей с тобой в паре женщины уже довольно устойчивая традиция. 
Смысл этого действа до конца не ясен, возможно, в знак благодарности за то, что та вышла поддержать в танце. Очевидно, традиция закрепилась с тех пор, как некоторые состоятельные селяне, побывавшие в соседних тюркоязычных регионах, подражая увиденному там, начали одаривать своих танцевальных партнерш деньгами. Видимо, для публичной демонстрации своей состоятельности. Некоторым и этого мало. Иногда можно увидеть, как на головы танцующих опускается облако из денег, словно после выстрела из новогодней хлопушки, битком набитой купюрами. Это какой-то подвыпивший гость хочет выглядеть богаче, чем он есть на самом деле, пуская на ветер, возможно, все свои накопления за целый год работы на Крайнем Севере.
Так вот эту традицию уже довольно долгое время селяне пытаются изжить как излишне коммерциализирующую свадебные процедуры и, кроме того, усложняющую особе мужского пола "жизнь" на сцене. Учитывая страсть женщин к танцам и, как следствие, их готовность выйти "на сцену" всегда и везде, дай им только повод, порой как бы поддержать родственника выходит так много женщин, что мужчине элементарно не хватает времени на танец. Отведенные примерно три-четыре минуты иссякают прежде, чем он успевает всунуть последнюю купюру. Не говоря уж о дополнительных непредвиденных затратах. 
По заверщении танца женщины обязаны полученные от партнера (партнеров) деньги оставить на сцене, то есть сложить в специальный ящик перед музыкантами. Которые в итоге достаются "хозяину" свадьбы.
 

Отец и его родственники (род, сихил, тухум - миросар) обязаны вывести невесту на площадь в этот вечер и представить народу, а также составить ей компанию в этом эпохальном танце. Свадьба переломный момент в судьбе девушки. Любая свадьба есть переломный момент в жизни как невесты так и жениха. Но для горской девушки собственная свадьба имеет особое значение. Не исключено, что так счастлива она уже не будет больше никогда. Разве что уже на свадьбе своих детей. Горские культуры не предполагают разводов и повторных выходов замуж - лишь в исключительных случаях. Она мужественно будет терпеть возможные "тяготы и лишения" замужней жизни до конца своих дней, даже не помышляя о разводе. Так что, с уверенностью можно сказать, что эта свадьба, и этот танец в этом качестве, в ее судьбе будут лишь однажды. Больше шансов традиции и менталитет ей не предоставят. Может оно и к лучшему, развод ведь не самый лучший выход. Особенно, когда уже дети.
А родить молодая жена будет обязана в первый же год замужества, согласно биологическим часам, 

начинающим свой отсчет аккурат в день свадьбы. Так предопределено традициями. Если вдруг, по каким-то причинам, невесте не удастся родить в "положенные" сроки, то это большой повод для беспокойства. Но а если совсем не получается родить, считай, в судьбу девушки пришла большая беда. В таком случае традиции и моральные устои общества дают мужу право развестись. Так и происходит в большинстве случаев. Это обстоятельство является аргументом для развода.  

"Развод" в данном случае не совсем подходящее слово, вернее будет, если сказать - вернуть невесту обратно в дом родителей как "не кондицию".

С особым вожделением жених и его родители будут ждать первенца. Желательно мальчика. Отцу сына, а его родителям внука. Если сын старший, то внук будет первый. Первенец, мальчик, внук - тройная радость для семьи. Дети дочери не в счет, они тоже радость, но меньшая по значимости. Дети дочери не так "интересны", они рождаются в другой семье, у них там свои дедушка с бабушкой. Если так случилось, их не стало, все-равно отношение не меняется - они как бы чужие.

 В горских селах не принято жениться младшему брату в обход старшего. Очередность должна строго соблюдаться. Так же у парня не может быть своего дома пока не женится. Соответственно, молодая жена какое-то время обязательно будет жить в доме родителей жениха. Но вскоре родители начнут строить сыну дом. И его отселят. Не сказать, чтобы  молодожены совсем не принимали участия в строительстве собственного дома, но традиционно ответственность за этот дом целиком лежит на отце. Для него дело чести построить первому сыну дом. 

Часто процесс отселения старшего сопряжен с трениями между сыном и родителями. Сына можно понять, быть самостоятельным не совсем то же, как быть под крылышком у родителей. Много проблем, и все они висят исключительно на тебе. Обычно это происходит примерно года через два-три со дня свадьбы. Подрастает следующий сын и его тоже надо женить, причем, что важно - вовремя. Традиционно считается, что семьи двух родных братьев в одном доме не уживутся, поэтому, по мере приближения следующей свадьбы, предыдущих стараются отселить, чтобы "подготовить плацдарм" для очередной ячейки общества. А ежели сын единственный, тогда никаких скандалов, он просто остается в родительском доме и будет жить как у муллы за пазухой.

Существует поверье, что у каждого отца первым ребенком должен быть непременно сын. Это мировоззрение, сформировавшееся в те времена, когда люди добывали себе пропитание охотой или собирательством, а позже земледелием, видимо, идет из глубин подсознания. Сын в семье во все времена был существенным подспорьем. Раньше родился - раньше повзрослел, раньше можно начать использовать на охоте и на земле, или дать в руки оружие. Сын важен был еще и как защитник семьи, отечества, в отличие от дочерей. Дочерям, конечно же, рады, но их рождение не вызывает столько эмоций. Сельчане с особым воодушевлением поздравляющие рождение сына, остаются почти равнодушными к рождению дочери. Но только первенца-сына встречает веселые гулянья в масштабах рода (сихила, тухума). Его появление традиционно обставлено разнообразными процедурными мероприятиями. Последующие мальчики, которым не посчастливится родиться первыми, уже будут появляться на свет в обстановке повседневности. Но если бог, все-таки, не сжалился над честолюбием горца и дал ему одних только дочерей, то тоже ничего страшного. Просто сына будет очень не хватать.

Семья без сына - повод для переживаний. Молодому папаше, видимо, горько осознавать что, кроме дармовой рабочей силы, он еще останется и без наследника. Наследник важная деталь в устройстве социально-бытового механизма сельской жизни. Он должен наследовать отцовский дом. А если его нет, то дом сиротеет. Но это не главное, главное, видимо, то, что когда нет наследника, обрываются связующие цепи мироздания, тянущиеся через поколения, прямиком от самого первого предка.

Раньше у каждого отца была собственная отара овец в довесок к дому, было что оставлять в наследство. Потом главной ценностью стала земля. Земля обеспечивала семью всем необходимым для безбедного существования. Но это уже позади. Теперь, кроме холодного, кое-как поставленного каменно-саманного дома, безо всяких жизненных условий, отцу и оставлять-то нечего. Разве что кусочек земли где-нибудь на окраине села. Но она уже тоже мало кому интересна, земля перестала быть ценностью. Из-за развития фермерства в центральной России, и в связи с катастрофическим, я бы даже сказал - критическим оттоком населения из села, многие участки заросли бурьяном.   


Но вернемся к танцу. Итак, все уже на сцене, ждут главную героиню. Наконец, в окружении многочисленных родственниц и подруг, подходит и она. Музыканты привычно берут первые ноты. 
Дружно вскинув руки, сцена приходит в движение. Но невеста сегодня не в унисон с остальными, у нее сегодня индивидуальный ритм, она сегодня особенная, она сегодня королева бала. Элегантно подняв руки, скромно начинает скольжение в такт музыки. Изящные движения рук и ног едва заметны. 
Издали кажется, что не танцует, а парит над сценой. Пальцы рук собраны в изогнутый вверх воздушный кулак, словно винглеты на крыльях орла. Если абстрагироваться от происходящего и не слушать музыку - точно белая лебедь, расправив крылья, и грациозно изогнув шею, величественно дрейфует по водной глади, кружась в своем лебедином танце. Одна пока, без пары. 
На "танец невесты" считают своим долгом выйти на сцену почти все ее родственники и родственницы, кто оказался в данный момент на площади. Учитывая, что их у каждой сельской невесты порядком, то на сцену набивается так много людей, что едва умещает. Танец теряет порядок и никак не может набрать темп. 
Подождав немного, чтобы танец набрал хоть какие-то обороты и вошел в устойчивую фазу, народ, будто фанаты, бегущие к своему кумиру, внезапно отовсюду ручьем потек в сторону сцены.
И так переполненная сцена, когда туда выбежала огромная масса людей с деньгами, танец застопорился окончательно, всякое движение прекратилось, происходящее начало напоминать стихийный митинг. Толкаясь и двигаясь по направлению к застывшей в танце невесты, люди, не забывая следить за тем, фиксируют ли хозяева свадьбы их участие, с трудом добравшись до невесты, старательно всовывают в ее слегка разжатые кулаки деньги. Кулаки почти уже полные, купюры не задерживаются, падают.   
 
Видно, что купюры небольшие. Но попадаются и крупные. Наверное, кто-то из городских. 
 
Теперь кулаки уже набиты битком, больше не вмещают. Женщины через одну походят совсем близко и что-то говорят ей на ухо. Видимо, поздравляют, желают счастья. Вдруг кто-то из толпы хватает невесту за руку, кулак покорно разжимается, та забирает деньги, видимо, родственница. Инкассация на ходу прошла успешно. И все продолжается по новой. Наконец, поток людей с деньгами иссякает, невеста и все остальные, устало потоптав для порядку сцену еще какое-то время, покидают ее.
Следить за тем, зафиксирован ли визуально твой денежный взнос "хозяевами" мероприятия - это важное условие. Ибо, если твое участие пройдет незаметным, то, не исключено, что твои траты будут напрасны. В Дагестане ведь ничего не делается просто так, ничего не делается от чистого сердца. Здесь любая услуга предполагает алаверды. В горах общественные взаимотошения регулируется одной основополагающей формулой - "я тебе - ты мне. К сожалению.