Главная \ История села.Тарих

История.Тарих

Было желание узнать историю Хлюта, сколько лет, когда и кем было основано, откуда “Пирар”, откуда ”Эрен йиф”, не претендуя на абсолютную точность с исторической точки зрения. Выяснились удивительные вещи. 

Предположили, что в нашем случае мало что может дать более значимую историческую информацию, чем кладбище. Когда начали осматривать могильные камни на старом кладбище, то обнаружили много интересного, проливающего свет на историю и культуру хлютцев. Среди прочих камней, коих там великое множество, обнаружились камни, на которых были высечены удивительные символы.  
На этих камнях много всевозможных древнейших символов. Они хоть как-то проливают свет на древнюю историю - происхождение, этнический и конфессиональный состав и тд. наших предков.
Учитывая, что историю Хлюта никто не писал, никаких истерочиских документов нет и быть не может, и не о каких хлютских летописцах истории не известно, попробуем проанализировать сами, опираясь на известные исторические факты и события вокруг села, активным участником коих, несомненно, мог быть и Хлют. Мы, конечно, можем ошибаться, скорее всего в чем-то и ошибаемся, но определенная доля истины в этих рассуждениях все же наличествует.

Image023-1 Image0454 Image0336
Image049-1 Image025-1 201


Происхождение названия страны лезгин-Албания. 

Главным божеством у древних предков лезгин был Алпан (отсюда и «ЦIайлапан»-молния-“ огни Алпана”) — громовержец, как Зевс в греческой мифологии. По названию главного божества древние лезгины у греков получили название албаны (алпаны), а страна — Албания (Алпания). Недаром древнегреческий историк Страбон пишет, что албаны почитают богов Гелиоса (Солнце)-( рагъ- от египетского “Ра”-бог солнца), Зевса (Громовержца), Селену (Луну). Армяне называли Алпанию (Албанию) Агваном, иберы (Грузины) — Алваном. 

Примерно с IV века до н.э. известно о лезгинах. 

Общепризнанной является точка зрения о возникновении (V — IV вв. до н.э.) на востоке Кавказа государства Албания, о чем свидетельствуют албанские монеты собственного производства, датируемые IV — III вв. до н.э. 

Примерно с I в н.э известно о Хлюте. 

Вот что пишут по этому поводу христианские историки: 
“ Если принять, что святой Елисей, прибыв к маскутам, начал проповедь в Чоле (Дербент), то дальнейший его путь должен быть вверх по долине Самура. Полагают, что в пути он посетил высокогорный аул Сурхары (отождествляется с аулом Зрых ( скорее всего это Хлют, в то что это Зрых слабо верится, в Зрыхе нет ни старых строений и ни одного культового сооружения, насколько известно), а оттуда направился в Киш / Гис, где построил церковь. Из Киша он пошел в Яргун (среднее течение правобережья Самура). Далее утверждается, что Елисей переправился через реку Самур и добрался до Гельмеца.” 
Исследователи сходятся во мнении, что начало проповеди святого Елисея в Албании можно датировать не позднее 60-х годов н.э 
А в 313 году н.э объявляется христианство официальной государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии царь Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых – противостоять зороастрийской Персии 

Многие знают, что на хлютском кладбище есть, очень старые, еврейские могилы. В связи с этим возникает вопрос: откуда они взялись в Хлюте, когда и, главное, зачем? 

Очевидно, что это происходило следующим образом: 
Группа евреев, из состава беженцев , убежавших от римлян из Иерусалима 
( в начале Iв н.э.), а может задолго до этого, двинулись на север, в кавказскую Албанию, в поисках безопасности и лучшей доли, но и с еще одной, очень важной, миссией - распространение христианства. Им необходимо было место, где они могли бы, не боясь, предаться своей религии и распространить ее. 
И двигаясь вдоль Самура, они вышли на Хлют и создали там свою общину. 

Вефлеемская звезда
logo01

Возможны два варианта образования села Хлют, 

1. Евреи создали Хлют, сначала это была обособленная еврейская община, позже к ним примкнули лезгины. 
2. Евреи примкнули к устоявшейся лезгинской общине. 
На мой взгляд, второй тезис более верный. 
Как известно, до наших дней этнические евреи не дошли, ассимилировались и растворились, или, с приходом зороастристов или исламистов, часть из них ушла и пошла дальше, на север. 

Что пишут по этому поводу специалисты: 

Учитывая, что «христианство в первый период истории была Церковью чисто иудейской», и для распространения христианства было важным условием расселение евреев для пропаганды христианства. 
Согласно повествованию древних историков, благодаря римской экспансии Палестины усилились миграционные процессы, и увеличился приток евреев в Кавказскую Алпанию и они в основном осели у подножия проходов на Большой Кавказ, в частности, в Маджалисе, Дербенте, Мамраше, Кубе, Шемахе, Шеки, Гахе, Джиныхе. 

Миграции евреев на Кавказ способствовало одно важное обстоятельство: здесь они не подвергались дискриминации; доброжелательство было нормой совместного проживания. Активность еврейской диаспоры не противоречила интересам местных народов, но, напротив, вносила позитивные черты в экономику и культуру, способствовала сближению Кавказа с мировой культурой. 

Откуда Зороастризм (огнепоклонство) и как ее насаждали. 

В 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. Во главе государства стоял шахиншах ("царь царей"), государственной религией стал зороастризм, т.е. огнепоклонство. 
С захватом Кавказской Алпании Персией (III в.) идет процесс насаждения религии зороастризма, навязывания персидского языка и письменности. 
Этноним "лезги" появился с захватом Кавказской Алпании персами в III в. нашей эры от племенного названия леги, описанного античными историками Страбоном, Плутархом и др. 
Иездигерд II (439-457 гг.) разрушал христианские церкви, насильственно насаждая зороастризм, прислал в Алпанию (Арран) 700 магов, для уничтожения христианских церквей. 
В ответ на это началось восстание албанов (лезгинов) и армян против персидского владычества в Закавказье, закончившееся кровопролитным сражением на аварийском поле недалеко от Маку в Атропатене (Персия) 26 мая 451 года. 

Можно сделать следующий вывод:  Персы, после захвата Кавказской Алпании, для упрочнения своих позиций и для насаждения своего языка, веры, письменности, приводили и расселяли по разным городам и селам Албании, большое количество персов и других покоренных персами народов. 
  
В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. 
Огонь должен поддерживаться в местных общинах (село), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём , разрешает местные споры и проблемы. Огонь открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь, служит местом собрания общины. 
“Эрен йиф”- “ночь зарев” и “чирагъар” скорей всего, тоже из этой религии, где большое внимание уделялось огню, их еще называли “огнепоклонниками”. 

                                                                              Ислам 
Что пишут по этому поводу историки: 
В начале VIII века южная территория Кавказской Албании подпала под власть арабов. 
С этого времени начинается их интенсивная экспансия на север и в горные районы. 
В период вторжения арабов Албания находилась в состоянии политической раздробленности. На ее территории в то время было множество самостоятельных и полу самостоятельных княжеств и союзов племен. Завоевание северной части Кавказской Албании для арабов было крайне трудным. 
В 735 г. наместником становится Марван ибн Мухаммад- один из самых жестоких завоевателей Восточного Кавказа. 
Пока Марван воевал в горах Восточного Кавказа, Царь Лакза ( к этому времени Кавказская Албания уже распалась на несколько составляющих, таких как - Ширван и Лакза)Авиз, сын Рамазана, отказался присоединиться к мусульманскому войску. За отказ от уплаты налогов против Авиза лично отправился арабский правитель Марван, "который предпринял поход с целью наказать этого Авиза, двинувшись по долине Самура, перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не будучи в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз" . Исход противостояния решила смерть царя Авиза. Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя города. 
Подобным образом, обойдя города и села с огнем и мечом, арабы покорили области Фила, Микрах и Ахцах, Хлют и далее по Самуру.