Главная \ Жизнь.Йашайиш

Йашайиш

maxresdefault (2)           Свадьбы        

сено  Домашнее животноводство

капуста               Земледелие

В основном занимаются сельским хозяйством - земледелие и животноводство. Обязательно все держат скотину в подсобном хозяйстве, и занимаются выращиванием овощей - капуста, картошка и пр. А в свободное от этих занятий время играют свадьбы. 

Крупного рогатого скота в селе с каждым годом становится все меньше. Те, кто держат домашний скот, жалуются, что с каждым годом зниматься подобным ремеслом становится все сложнее. Главная проблема, отсутствие возможностей для заготовки сена для зимы.

Свадьбы важная составляющая сельской жизни. Весной и осенью поглощены капустой, летом - свадьбами. Их еще называют мероприятиями. Играют строго по очереди, преимущественно в июле и в августе, и по давно установленному регламенту. Играют шумно, несколько дней, с обилием еды, питья и гостей. В конце лета созревают овощи, да и скот набирает вес, в этом смысле выгодно. Сыграть свадьбу бедно считается плохим тоном- не может позволить себе даже самый неимущий. Свадьбы бывают - более шумные или менее шумные. Если в доме у какого-нибудь важного человека, то она "более шумная", статусная. А если в доме обычного селянина, то менее шумная, менее пышная. В горных селениях, да и, вообще, на Кавказе, о достатке семьи непременно должны знать все окружающие. По этой причине люди с неохотой вкладывают деньги даже в собственный быт (непубличные траты), практически весь денежный приход в семью тратится на общественно значимые мероприятия или на публичные дела. 

Свадьба показывает насколько богат хозяин и, таким образом, определяется степень уважаемости данного человека. Она в какой-то степени определяет, или подтверждает, социальный статус селянина. Многие, кто уже давно не живут в селе, играют свадьбы своих детей в том числе и в селе. В процедуру и регламент крайне редко вносятся коррективы. Свадьба давно перестала строго отвечать первоначальным своим требованиям - это, в первую очередь, семейное, статусное мероприятие, а потом все остальное. Конечно, при всем при этом, она остается единственным радостным, счастливым событием для многих, особенно для женщин, как вспышка света в темном царстве.

Основной источник дохода для большинства сельчан - это капуста. Выращивают и продают. Капусту выращивают в Хлюте уже примерно пятьдесят лет. Крайне тяжелое и однообразное занятие, скажу я вам, и крайне неблагодарное.

 К сожалению, смертность в Хлюте выше рождаемости. Население уменьшается и тому много причин. Маленькие семьи. В Дагестане меньше всех детей в лезгинских семьях и, соответственно, в хлютских.

Колоссальный (для маленького села) отток людей в репродуктивном возрасте. Уезжают из села, не хотят здесь жить. Если и дальше так будет продолжаться то, возможно, лет через пятьдесят, в селе никого не останется.

Живут недолго, от хваленного горского долголетия не осталось и следа. Мало кто доживает до семидесяти лет. Тут, я думаю, тоже несколько причин. Главная причина – водка. Пьют все время и очень много, причем дешевую и, естественно, низкокачественную (суррогатную). Вторая проблема – это капуста. Бесконтрольное использование химикатов сомнительного происхождения и без защиты, удобрений в чудовищных количествах. Это понятно - земля истощена многолетним выращиванием одной и той же культуры, надо восполнить удобрениями, иначе капуста не будет расти. А это нитраты, я вообще не представляю, как эту капусту, а заодно и остальные овощи, можно есть, это же чистая отрава. И с ужасом представляешь, каким отравленным воздухом дышат люди летом.

Третья проблема – медицина, мало кто обращается к врачам, стараются лечиться народными средствами или вообще не лечиться, надеясь на авось. Четвертая проблема - дома. Живя практически в северных широтах, дома строят пригодные для жизни, разве что в Дербенте. Понятно, что строят из подручных и, соответственно, дешевых материалов (саман и валуны). Стены насквозь пронизаны щелями, нужно утеплять. Зимой, совершенно, не держат тепло. А зима в Хлюте точно такая же, как в Москве, или почти такая же, с октября по апрель холодно. Представьте себе, зимой отапливается одна комната, в лучшем случае две, куда естественно, забивается вся семья. Помимо всего прочего - это огромные неудобства.
Отапливаются буржуйками (маленькие железные печки из тонкого листа, тепло не держат). Буржуйки как отапливают помещение вначале, так и вытягивают тепло из помещения после. И это притом, что дрова большая проблема, их нужно покупать, и стоят они недешево. К утру в комнате, где спят дети, может быть ноль градусов. Если бы женщины не вставали среди ночи и не подкидывали дров, ситуация была бы куда более плачевной. Но, многие сейчас топят углем, говорят, уголь горит долго и к утру еще тепло, не знаю, может и так. Из-за плохой отапливаемости домов распространены легочные и прочие хронические заболевания.

Туалеты – это еще одна важная проблема. Из-за плохих и обдуваемых холодными ветрами туалетов многие зарабатывают букет всевозможных болезней, особенно женского пола. Некоторые (особо ленивые) говорят, что наши предки жили, жили долго и ничего. Что я могу здесь сказать, во-первых, они были умнее, они понимали все эти возможные проблемы. Если посмотреть на их дома, то видно, что расположены они вплотную друг к другу, т.е. худо - бедно держали тепло. Туалеты были в хлеву, где тепло и не дует. Одним словом, туалеты нужно хотябы закрывать от сквозняков, а еще лучше, подходить к их постройке более ответственно.

Несколько слов о быте. Быт неустроенный, тяжелый, условий никаких. У подавляющего большинства нет элементарных жизненных условий. Нет отопления, нет воды, придомовую территорию практически полностью засаживают овощами, пространства для жизни нет, сплошная густая глина. Во что превращается дом после небольшого дождя, не говоря о дождливых сезонах - легко себе представить. Бедные женщины!
Понятно, почему каждая молодая женщина мечтает уехать из села. Женщины Хлюта делятся на три категории: те, кто уже уехал, те, кто мечтает уехать и те, у кого не получилось.
Их можно понять. На женщинах села колоссальная нагрузка, алгоритм жизни убийственный, они тянут непосильную ношу, не тянуть не позволяет традиции и общественное мнение. Одним словом - безысходность. Мужики в Хлюте не участвуют в домашних делах. Мужики должны заниматься только мужскими делами, но к «счастью», мужских дел в Хлюте практически не осталось, все что осталось - все женские. От этого «счастья» хлещут водку. 
Читать далее...