Политические и социально-экономические последствия победы советской власти в Южном Дагестане.
Первого декабря 1921 года состоялся Вседагестанский учредительный съезд Советов. На нем было выбрано правительство республики в ее состав вошли: М.Ахундов-народный комиссар земледелия, К.Мамедбеков-нарком внутренних дел, Р.Шихсаидов-нарком здравоохранения. В Центральный Исполнительный Комитет Дагестана были избраны Н.Самурский, К.Мамедбеков, кроме них от Южного Дагестана в состав ЦИК были включены М.Ахундов, А.Гасанов, Г.Сафаралиев, А.Мурсалов. Съезд, как бы завершил переход от временной системы революционных комитетов к постоянным органам власти-Советам, тем самым окончательно утвердил советскую власть в Дагестане. Экономическое и социальное положение в Южном Дагестане после гражданской войны осложнялось и тем, что в условиях разрухи в стране широкое распространение получила безработица. Тысячи отходников из Южного Дагестана оказались не у дел. Революционный комитет Азербайджана неоднократно обращался к руководству Дагестана с требованием прекратить поток отходников а Бакинский нефтепромышленный район.
Таким образом, наиболее твердая социальная опора советской власти в Южном Дагестане-отходники-была расшатана. Сами бывшие отходники, лишившиеся возможности оказывать материальную помощь родственникам, растеряли во многом свой социальный престиж. В то же время выросла и укрепилась новая социальная сила, в лице молодой советской и партийной номенклатуры, беднейшего крестьянства и вновь формирующего советского пролетариата-с одной стороны. И с другой-религиозное духовенство (за исключением мелкого сельского) национальная интеллигенция, зажиточное крестьянство, не принявшие новую власть и её социальные мероприятия. Столкновение этих сил было неизбежно, и начало ее совпало с проведением коллективизации края.
Следуя принципу исторического детерминизма -взаимообусловленности исторических событий, их последовательности и причинно-следственной связи, мы позволили себе выйти за рамки исследуемого периода и перекинуть мостик к событиям 1930 года в Южном Дагестане. Ибо, если следовать этому принципу, то социальный взрыв, последовавший в 1930 году в виде антиколхозных выступлений населения региона, закономерно вытекает из предшествовавшего периода Революции 1917 года и гражданской войны в крае. Мотивы и цели выступлений 1930 года во многом созвучны тем идеям, которые являлись знаменем национально-освободительной борьбы горцев против деникинщины-национальная и религиозная свобода Дагестана. Новая власть не оправдала тех надежд, которые на нее возлагали горцы, идеи национально-освободительного движения 1919-1920 гг. остались не реализованными, что и лежало в основе антисоветских выступлений 1930-х гг.
Сходство этих событий улавливается по роли и участию в них ряда физических лиц, что дает нам право использовать материалы событий 30-х годов в виде причинно-следственной взаимообусловленности исторических процессов.
Подобно периоду установления советской власти, сопровождающемуся методами военного коммунизма, продналогом, реквизициями и гонениями на религию, так и проведение коллективизации сопровождалось грубыми нарушениями прав человека и гражданина (принуждение, экспроприация имущества, репрессии и т.д.), что вызывало заметное недовольство среди крестьян. В 1930 году, как известно, по всей стране прокатилась волна крестьянских восстаний, которые советские историки именовали "антинародными". Не миновала она и Дагестан. Но в отличие от крестьянских восстаний и русских и украинских местностях восстание крестьян Южного Дагестана в 1930 году имело черты национально-освободительного движения. Руководство восстанием идеологически и организационно взяло на себя мусульманское духовенство. Среди целей восстания - ликвидация колхозов, свобода частной собственности и мусульманского вероисповедания, уважение горских традиций и обычаев и др. В Южном Дагестане в 1930 году состоялись два крупных крестьянских восстания: под руководством шейха Штульского и так называемое "Хновское восстание".
Наиболее крупным выступлением против советской власти в это время в Дагестане стало восстание шейха Штульского, охватившее Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы. Анализ состава участников восстания дает все основания предполагать, что в выступлении шейха Штульского приняли участие представители всех слоев общества. Следовательно, новой властью были недовольны не только духовенство и кулаки, но и основная масса населения в лице крестьян, а также часть партийных и советских работников.
Власти быстро и жестко среагировали на восстание. Для его ликвидации была организована центральная оперативная группа из прибывших войсковых частей милиции и отрядов бывших красных партизан из местных горцев. В результате масштабной войсковой операции плохо вооруженные, не подготовленные и не получившие ожидаемой поддержки повстанцы были, разбиты.
Вначале нашего обращения к событиям 30-го года, мы объяснили причину этого шага, в заключении же нужно отметить следующее: социальные мероприятия советской власти связанные с продналогом, реквизициями, преследованием религиозных деятелей, закрытием мечетей и т.д. не могли не вызвать возмущения горцев. Тем более, что горцы связывали с новой властью лучшие идеалы национальной и религиозной свободы. Накопленное годами недовольство советской властью вылилось в антиколхозные, а по своей сути антисоветские восстания, начало которых объективно совпало с развернувшейся массовой коллективизацией. Проведение данной акции сопровождалось бесцеремонным обобществлением и ликвидацией частной собственности. Здесь нет необходимости говорить о трагических последствиях этого беспрецедентного и не имеющего аналога в мировой истории социального эксперимента, важнее внимательно изучить ситуацию, сложившуюся в нашей стране в 20-30-ые годы, ибо сегодня вновь вынуждены экспериментировать и искать пути выхода из политического и экономического кризиса.
Одной из важнейших проблем, лежавших в основе национально-освободительного движения, было воссоединение обеих частей лезгинского народа севернее и южнее реки Самур.
Первый съезд бедноты Самурского округа принял обращение к руководству Дагестана с предложением добиться включения в состав Дагестанской АССР Кусарского участка Кубинского уезда Азербайджана, населенного лезгинами. Это было давнишней мечтой лезгинского народа, разделенного рекой Самур между двумя национально-территориальными регионами. Стремясь упрочить влияние советской власти на горские массы партийные работники взывали к их революционным заслугам, к героике гражданской войны. Опорой новой власти в горах стали "красные" партизаны.
Однако, политическая ситуация* в Дагестане оставалась сложной. Так, значительная часть духовенства во главе с Али-Хаджи Акушинским выступила против мероприятий Советской власти по проведению сбора продналога и набора добровольцев в Красную Армию. Но вскоре он вынужден был заявить, что ошибся и раскаивается в этом. Тем не менее, продналогом, разоружением населения и набором добровольцев в армию были недовольны все. Власти принимали меры для ослабления напряженности. Внимание, прежде всего, обращалось на духовенство. С целью нейтрализовать политически духовенство, расслоить его, советские органы пошли даже на передачу вакуфных земель муллам-беднякам.
|