Хаджи-Давуд Мюшкюрский
В истории любого народа есть периоды его политического, социально-экономического и культурного взлета. В годы такого расцвета свои лучшие качества проявляют лидеры народа.
Причины и обстоятельства появления таких героев индивидуальны, однако образы этих героев, как и периоды, в которые они жили, сохраняются в памяти народа на долгие века.
В истории лезгинского народа было несколько подобных взлетов, и каждый раз лезгинский народ давал миру достойного героя, лидера, настоящего патриота, примера для подражания и гордости.
Одним из таких героев является Хаджи-Давуд Мюшкюрский, который 300 лет начал борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига и воссоздания суверенного государство. Однако, к сожалению, о Хаджи-Давуде и о его государстве на официальном уровне мало сказано.
На сегодня лезгины уже много лет, как потеряли свою государственность. И наше общественное сознание, и наша историческая память начали все больше стираться. Но, несмотря на все это, своя государственность у лезгин была. Лезгины ее лишались на протяжении истории несколько раз, и несколько раз ее восстанавливали. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в нашей политической истории.
Государство Хаджи-Давуда просуществовало недолго – всего лишь, в течение семи лет. Но оно самим фактом своего появления создало в истории прецедент, некий пример, некую политическую модель, на которую ориентировались лучшие представители нашего народа на протяжении всех последующих поколений. За примерами далеко ходить не надо.
Последовавшее за эпохой Хаджи-Давуда нашествие Надир-шаха в Дагестан было отмечено примерами невиданного героизма и стойкости лезгин в борьбе против кровавого тирана. Нет сомнения и в том, что начавшееся вскоре объединение лезгинских земель под руководством Фет-Али хана, также было связано с политическим наследием Хаджи-Давуда.
Более того, один из русских исследователей 19 века А. Комаров писал, что Хаджи-Давуд распространял духовное учение, сущность которого клонилась к реализации в государственной практике положений Ислама. Ведь Хаджи-Давуд, после совершения им хаджа в Мекку стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.
Оттого тот же Комаров полагал, что это духовное учение Хаджи-Давуда мало чем отличалось от идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни под знаменами Ислама в 20-50-е годы 19 века. А провозвестником этого нового этапа освободительного движения горцев начала 19 века стал еще один лезгинский лидер – шейх Мухаммад аль-Яраги.
На это же в той или иной степени указывали и некоторые другие авторы, намекая на несомненную параллель «Хаджи-Давуд – Мухаммад аль-Яраги». Учитывая то, что аль-Яраги родился спустя каких-то 40-50 лет после событий, связанных с движением Хаджи-Давуда, такую связь не только можно считать возможной.
Она должна была быть просто обязательной. То есть, с большой долей вероятности можно утверждать о связи, а может и полной идентичности, идеологий освободительных движений, происходивших в разное время под руководством Хаджи-Давуда и под предводительством учеников Мухаммада аль-Яраги – имамов Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада и Шамиля.
Таким образом, Хаджи-Давуд и его политические достижения, на самом деле, оставили неизгладимый след в истории и сознании лезгинского народа. Этот след, конечно же, сохранится в исторической памяти лезгин. По-другому и быть не может. Ведь он был не только искусным политиком, выдающимся стратегом и полководцем, но и человеком высокой духовности.
Оттого Хаджи-Давуд даже через столетия не перестает удивлять своих потомков силой своего духа, ума, величия и прозорливости. Нас до сих пор восторгает сила воли этого человека, его целеустремленность и мужество. Поскольку он, пройдя через столько испытаний, преодолев столько трудностей, так и не подчинился ни воле турецкого султана, ни воле персидского шаха, ни воле русского императора Петра Первого.
Он проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую линию. Целью этой политики было возрождение государственности лезгинского народа и обретение независимости. Большое значение движение Хаджи-Давуда, сила его личности, как яркий пример из истории, приобретают сегодня в реализации справедливых требований лезгинской общественности урегулировать проблемы, связанные с разделенностью нашего народа.
Для достижения своих высоких целей Хаджи-Давуд даже пожертвовал своей жизнью. Вот эта самоотверженность, высокая степень самопожертвования ради духовных целей, ради обретения счастья для своего народа и должны, на мой взгляд, стать для современной молодежи примером для подражания. А сам образ Хаджи-Давуда должен стать для нас символом чести, высокого эталона духовности, мужества и беззаветного служения своему народу.
Хаджи-Давуд Мюшкюрский - это реальная историческая личность. Ему выпала такая доля стать защитником интересов лезгинского народа, защитником прав лезгин на свободу, права на суверенитет, на свободу самосознания, свободу выбора своего будущего.
Это человек, который действительно встал против Османской Империи и против шахской Персии, против государств, целью которых всегда были захват Кавказа и порабощение коренных его жителей. Лезгины, ввиду своей многочисленности и выгодности геополитического положения, играли ключевую роль в регионе.
В наше время мало информации о нем, о его заслугах и достижениях. Его общественная и государственная деятельность особо не изучается, о нем по сути нигде не пишут, в учебниках по истории Дагестана и Азербайджана имя Хаджи-Давуда не упоминается.
Хотя многие исторические события, в которых он принимал участие, происходили на землях компактного проживания лезгинского народа в северном Азербайджане.
Именем Хаджи-Давуда в Дагестане не названы улицы, школы, нет памятников ему. Но в памяти народа его образ и его героизм остались. Ему посвящают песни, стихи, его имя фигурирует практически на всех лезгинских конференциях и собраниях.
В наше время, когда народ нуждается в решении многих проблем, в помощи, в возрождении, именно с его именем люди связывают понятие возрождение лезгинской нации.
Любые войны, которые происходят, помимо людей в них участвующих, помимо оружия, помимо территорий, которые они захватывают или отдают, имеют одну специфику - все они имели идеологию.
В те времена она всегда была религиозной, только в 20 веке появились придуманные людьми идеологии, ради которых многие люди жизни отдавали. Это и фашизм, и коммунизм, и вообще всякие "-измы", которые начали менять религиозные догмы.
Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению.
Ведь религия требует от людей, во-первых, чтобы народ был трезвым, и в духовном, и в физическом смысле. Чтобы заботился о себе и близких, о своем существовании, о будущем. Естественно, если не призывать людей к очищению и возрождению в сердцах людей, трудно с такими массами что-то созидать.
Банальные вещи скажу, но сегодняшний упадок, наблюдающийся в Южном Дагестане, связан с падением духовных ценностей, норм и традиций у народа. Многие возмущаются, особенно интеллигенция, дескать, преувеличивается роль духовного. Хотя духовность очень большую роль играет.
Ведь Хаджи-Давуд объединил все эти народные массы под духовными ценностями, во имя ценностей служения истине, чистоте и справедливости. Он людям объяснял, что лезгины такой же народ, как и все, что лезгины, как и все народы, имеют право на свободу и на свое государство.
Само то, что Хаджи-Давуд - это реально существовавшая личность, то что его государственность действительно существовала и то, что это было суверенное государство лезгин, дает возможность почувствовать обычному народу, что возрождение, единство, возврат к традиционным ценностям и восстановление культуры - достижимы. Его фигура это пример будущим поколениям.
Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин.
Но вместе с тем шейх Хаджи-Давуд был и очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.
Сегодня мало кто задается вопросом, что во времена шейха Хаджи-Давуда лезгины уже имели регулярную армию, защищавшую свои территории, государственность и свой образ жизни, и свою веру.
Хаджи-Давуд родился в семье земледельца и был довольно состоятельным человеком. Он получил прекрасное по тем временам религиозное образование и пользовался большим авторитетом как знаток мусульманского права – фикха.
Однако судебных должностей не занимал. Глубокие теологические познания, справедливость к делам общины - джамаата и позволили ему возглавить освободительное движение Лезгинского народа.
Хаджи-Давуд одновременно был творцом своего времени и успешным реформатором, указы (фетвы) которого позволили военно, экономически и политически состояться первому лезгинскому государству.
Зеленым отмечено государство Хаджи-Давуда Мюшкюрского
Известно, по некоторым записям современников шейха, что Хаджи-Давуд жил в селении Дедели, которое сегодня находится на территории Хачмасского района Азербайджана. Равнинные селения, расположенные к югу от реки Самур имели тесные контакты с горными аулами, поскольку горцы там закупали запасы зерна на зиму, и там поместья.
Джамаат селения Джаба Ахтынского района считает его своим земляком и их предположения относительно происхождения Хаджи-Давуда также обоснованы. Жители селения Джаба гордятся именем Хаджи-Давуд аль-Джабали, с арабского - «горный - выходец из горной местности».
Где бы ни родился Хаджи-Давуд, важно одно – он был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – иманом (верой) которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.
http://flnka.ru/glav_lenta/1851-hadzhi-davud-geroy-imam-i-polkovodec.html