История села. Продолжение
Суфизм
Культовая практика суфизма основана на “зикрах”, как правило, “зикр” начинается произнесением первой части мусульманского символа веры, а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху) - собраниях суфиев с целью коллективных радений. “Зикр”-как правило, (погружение в транс и последующее созерцание), основаны на сложном музыкальном ритме, характерном для каждой общины , но существенно различающемся в разных суфийских общинах-- (скорее всего это то, что в Хлюте называют- мовлуд).
Великий лезгинский философ Хаким ибн Ибрахим ал-Лакзи ал-Хунлики ад-Дербенди (XI в.) дал, в том числе и такие нравственно-философские трактования основных норм суфизма:
1. Великий Аллах закрывает ворота удачи некоторым своим рабам по одной из шести причин: получил знания, но не действовал по ним; пользовались благоденствием, сопутствовали добрым людям, но не последовали их примерам; совершали грехи, но не раскаялись; похоронили покойников, не извлекли из этого урок; получили наследство, но не готовились к потусторонней жизни.
2. Наука постигается только учением, кротость достигается определенным терпением; мало пользы от тех, кто не учился, и от тех, кто не стремится быть мягким, терпеливым.
3. Откажись от зависти, избавишься от горя; откажись от сладкого наслаждения, избавишься от грехов.
4. Уважение к людям должно выражаться в трех формах: любить человека так, как его любит Бог; молиться за него, просить прощения за грехи; помочь ему раскаяться в грехах.
5. Уважение к родителям также выражается в трех формулах: уважать их, оказывать им почтение; взять их на иждивение, снабжать их всем необходимым; не поднимать на них голоса …
Монголы
В XIII веке Лезгистан попал под иго татаро-монгол.
Большей жестокости лезгины и другие народы северного Кавказа не испытывали не от персов, не от арабов.
Современник этих событий историк Ибн ал-Асир со слезами писал: "О, пусть бы моя мать никогда не родила меня! Пусть бы я умер до этого…"
Что пишут по этому поводу историки: Весь путь захватчиков по земле лезгин и других народов был отмечен развалинами городов и сел, огнем пожаров, кровью мужчин, женщин и детей.
Монголы взимали налоги с исключительной жестокостью. За недоимки пытали, продавали в рабство, доводили до самоубийства. "У тех, кто не мог заплатить, отнимали сыновей и дочерей. Так они (монголы-мугъул) опустошали и разоряли страну", — пишет летописец XIII в. гянджинец Киракос . Бесчинства монголов, непосильное налоговое бремя и тяжелая феодальная эксплуатация обусловили глубокий упадок сельского хозяйства и ремесла в Албании. По словам Рашид ад-Дина, летописца XIII в., в начале 90-х годов XIII в. в стране 9/10 земли не обрабатывалось. В городах из каждых 10 домов 9 стояли необитаемыми . Монгольское завоевание затормозило историческое развитие Лезгистана и на некоторое время даже отбросило страну назад. Монгольское иго явилось одной из причин последующей социально-экономической отсталости Лезгистана.
Монголы почти уничтожили Лезгистан.
Исходя из тех малочисленных исторических данных, можно сделать следующие выводы:
1. Хлют основан до н.э.
2. Известно о Хлюте начиная с I в.н.э.
3. С этого времени и до VIII-IX в., официальной религией хлютцев является Христианство.
4. С VI в. в Хлют начинает проникать! зороастризм (огнепоклонство), хотя предполагается, что элементы зороастризма и иудаизма присутствовали и до христианства. И тут не все так просто, историки считают, что зороастризм так и не стал главенствующей религией, что Албания, а соответственно и Хлют, перешла из христианства в ислам.
5. С IX-X в. в Хлют начинает проникать! ( хотя и с большим сопротивлением со стороны местного населения) ислам, примерно с XI в., его разновидность-суфизм, а начиная XVIII в., мистическая разновидность суфизма - суфийское братство накшбандиев, через Мухаммада-Эфенди Яраги ( со всей ее атрибутикой – тарикат, шейх, дервиши, текке, пир, зираят, зикр -(ла илаха илла-Алаху) и т.д.
Эрен йиф
Доисламского (скорее всего –зороастрийского) происхождения праздник лезгин “эрен йиф”- “яран-сувар” (слово “яр” имеет несколько значений: красный цвет, весна, возлюбленная). Характерной особенностью этого древнего весеннего земледельческого праздника является общественный показ готовности орудий труда, рабочего скота и инвентаря к пахоте. Праздник весны сопровождается разжиганием костров и прыганием через них, весельем, танцами и коллективным угощением на утро. От имени больных и малолетних выставляют у ворот горящие факелы. Считается, что огонь очищает тело, сжигает старые грехи, укрепляет организм, приобщает к божественному духу. В огонь нельзя плевать, запрещается долго смотреть на пламя: оно может ударить, сжечь, опалить, притупить зрение.
Пир
Пир (перс.«старик», «старец», «наставник», араб. шайх) — духовный наставник, покровитель, «святой». Термин “ Пир” распространен не только на Кавказе, но и в Иране, Афганистане, Пакистане, Индии.
У суфиев “Пир” — это основатели и руководители суфийских братств. Титул Пир носили также потомки-преемники основателя суфийского братства. В народе понятие “Пир” используется несколько шире. В отличие от суфийских наставников “Пир” обладал “святостью”, независимо от того, получил ли он какое-то образование, исповедует ли он учение того или иного братства и исполняет ли он его предписания, ведет ли вообще какую-то религиозную деятельность. Его авторитет и духовное главенство предопределялись исключительно происхождением от какого-либо известного духовного лица из числа руководителей суфийского братства.
Трудно объяснить происхождение традиции привязывания лоскутков ткани к священному дереву (жертвоприношение и загадывание желаний ). Этот обычай присутствует у многих народов (происхождение или языческое или от монголов). То, что мы называем словом “Пир” везде, где стоит священное дерево, возможно, это наложение разных вероучений, например: “Пир” который находится на “текке”- (текке- обитель дервишей, суфийский монастырь) одновременно и мазар —монумент (мавзолей), погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего(зираят), и поминальный зал, а священное дерево, к чему привязывают лоскутки ткани (оставляя пожертвование и загадывая желание )- возможно, языческого происхождения, а святой огонь (чирагъ), который зажигают по четвергам, из древней персидской религии - зороастризм.
В современном понимании “Пир” это – святилище (мавзолей) на могилах (зираятах) шейхов.
В Дагестане получило широкое распространение одна из главных особенностей суфизма - наличие культа, связанного с могилами святых. Такие захоронения суфийских шейхов – зияраты, стали объектами массового паломничества верующих.
Конечно, после октябрьской революции мы потеряли (прервали), как и все, историю своей религии, историю культуры и быта. Предстоит еще установить многое, в том числе- какое суфийское братство накшбандиев имело место в Хлюте, кто были Пирами (шейхами), кто захоронен (чьи зираяты) на “Текке” и т.д.
Текке
Текке или “Ханака” — обитель дервишей, “суфийский монастырь”.
Текке” существовали благодаря дарам и пожертвованиями.
Помимо комнат для дервишей “текке” включала в себя трапезную, мечеть и медресе.
В“текке” останавливались ученики шейхов и паломники.
Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв.
Попрошайки( тюхъярагар), которые ходили (или ходят до сих пор) по селам и просили подаяния - это, возможно, видоизмененные дервиши.
Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться.
Сам шейх мог жить с семьей в одном из помещений комплекса (поэтому в “текке” могли быть и гаремы) и в специально отведенное время видеться со своими учениками, чтобы руководить их духовным развитием.
Существует гипотеза, что топоним "Хъуьлидар", так же как "Хуьригар" произошло от этнонима "Хуьритар" (Хурриты).
Хурриты — древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3 тыс. до н. э Самыми почитаемыми божествами были бог Грозы и богиня Солнца.( ц1айлапан и рагъ).
Хурриты говорили на хурритском языке. Её родственные связи являются не до конца выясненными, однако согласно наиболее обоснованной гипотезе (С.А. Старостин) эта семья родственна северокавказским языкам, особенно нахско-дагестанским.
Хурритское царство возникло в начале II тысячелетия до н. э.
В I тыс. до н. э. исчезает, затем остатки хурритов, видимо, растворяются среди арамеев, урартов, армян лувийцев.