Гасан Алкадарский (Алкадари)
Южный Дагестан – колыбель российского ислама, земля, подарившая миру имена десятков ученых, богословов и мусульманских просветителей. Совсем скоро республика будет отмечать очередную годовщину со дня рождения выдающегося лезгинского философа, мыслителя, дагестанского общественного деятеля, просветителя, педагога, историка и поэта – Гасана Эфенди Алкадари, вклад которого, в развитие мусульманской мысли, спустя десятилетия трудно переоценить.
Алкадари Гасан-эфенди, сын Абдаллаха ал-Алкадари родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари - Хаджи Абдаллах, сын Курбана, - ученик знаменитого дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката - Мухаммада ал-Яраги, основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (Афисат), дочь Мухаммада ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук.
В 1831-32 г. Мухаммад ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг (Верхний Яраг, ныне Магарамкентского района) в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари. В сентябре 1834 г. родители Алкадари переселились вслед за Мухаммадом ал-Яраги в селение Согратль. В 1838 г. после смерти Мухаммада ал-Яраги родители Алкадари вернулись в селение Алкадар. Детские годы Гасана прошли в родном селе Алкадар, тогда еще Кюринского округа Дагестана. Отец сделал все, чтобы его сын получил хорошее образование, и не только духовное. Кроме того, Гасан отличался и сильной тягой к самообразованию.
В 1838-39 г. Абдаллах-эфенди основал в Алкадаре медресе, где Гасан Алкадари учился в течение 10 лет. В медресе преподавали арабский язык, тафсир, хадисы, логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, метрику, математику. В 1848-1956 гг. Гасан продолжал свое образование у местных ученых. В 1856 г. Алкадари переехал в селение Юхари-Яраг, резиденцию Юсуф-хана Кюринского, у которого в течение ряда лет состоял секретарем-делопроизводителем и учителем его детей. В 1862-1866 гг. был членом дивана в селении Касумкент, а с 1866-77 гг. в течение двенадцати лет - наиб Южного Дагестана (резиденция - селение Нижний Яраг).
Осенью 1877 года Гасан был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (семь с лишним месяцев) Алкадари был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 года он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 года Алкадари был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии императора Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.
Воззрения мыслителя
Анализ всей жизни, творчества - приводит к мысли: какими были сложными и разносторонними его философские взгляды на жизнь угнетенного народа. Где он пытается, через призму науки найти компромисс, между прошлым и настоящим, Востоком и Западам, ставя во главу угла – науку, и делая ставку на нее и в будущем, для всех народов Дагестана. Алкадари небезосновательно видел в науке панацею от большинства людских бед своего времени.
Гасан Алкадари был человеком с энциклопедическим образованием времени, он отлично владел арабским, персидским, тюркским и, разумеется, своим родным лезгинским языками. А также он выучился разговорному русскому. Повзрослев, и обзаведясь собственной семьей, Гасан Алкадари дал своим детям первоначальное мусульманское образование и обучил их арабским и тюркским языкам. Кроме этого определил их в русские гимназии, где обучение велось на русском языке.
Общественно-политические воззрения Г. Алкадари на протяжении его долгой жизни развивались, эволюционировали. Особенно заметны перемены после пребывания в России (во время ссылки). Здесь философ имел возможность близко познакомиться с русской жизнью, культурой и наукой. Изменения во взглядах поэта хорошо отражаются в его поэтическом сборнике «Диван ал-Мамнун», носящем во многом автобиографический характер. В этот главный труд вошли стихи, написанные на протяжении всей его жизни. К слову будь Гасан Алкадари только «напуган Россией» и из-за этого преувеличил позитивную роль России в судьбах народов Дагестана, то он бы иначе отнесся к намерению сына жениться на русской девушке. Вот что он пишет в «Диване ал-Мамнуне» («Стихотворения Мамнуна», где «Мамнун» - литературный псевдоним Алкадари, в переводе с арабского означает «благодарный»).
«Когда мой сын Али хотел жениться на христианке-лютеранке по имени Елена, - это было в 1895 году – то я написал ему стихи, стараясь отговорить его, но он полюбил ее и женился на ней. Тогда я назвал ее Лейла-ханум». От этого брака родились Генрих и Готфрид, ставшие впоследствии всемирными известными людьми. Первый в атомном кораблестроении, второй - в музыке. Но, как бы не была значима Россия в предстоящих судьбах Дагестана, для Гасана и она не была пределом желаемого. Его умный и пытливый взор устремился в Европу. Алкадари восхищался научными достижениями Европы, и преклонялся перед ее цивилизацией. И с этих высоких позиций судил о настоящем и будущем Дагестана. «Не зная европейской цивилизации», - пишет он, - «горцы бродят в пустыне невежества»